Экологи надеются защитить черневую сибирскую тайгу с животными и растениями доледниковой эпохи
Это особо охраняемые территории краевого значения, заказники «Тогульский» и «Ельцовский». Площадь первого больше шестидесяти, второго, около двенадцати тысяч гектаров нетронутой тайги. Внутри дорог нет, сотовая связь – только с вершин. Охраняет эти природные богатства с помощью дара убеждения, потому что служебное оружие не положено, единственный госинспектор.
Алексей Ровковский, государственный инспектор заказников краевого значения «Тогульский» и «Ельцовский»:
– Я стараюсь ехать с кем-то, вовлекать кого-то, стараюсь «в одного» не ездить. В прошлом году изъяли огнестрельное оружие в заказнике, люди выпившие были, но нас было больше.
Заказники существуют с 1973 года. Изначально охрана, научное изучение и биотехния, то есть помощь воспроизводству животных в дикой природе, были на должном уровне. Но когда в лихие 90-е финансирование перешло с федерального на местный бюджет, егерей сократили. Василий Пушкарёв охране леса посвятил 18 лет жизни.
Василий Пушкарёв, пенсионер, бывший инспектор госохотнадзора:
– Обидно, как не обидно. Кузбасс буйствует полным ходом. Чем они занимаются, пусть специалисты смотрят и говорят, я не могу сказать, что они лосей добывают или рыбу последнюю добивают.
На этом участке Салаирского кряжа осталась черневая тайга, нетронутые стихией и людьми островки доледниковых широколистных лесов: рощи сибирской липы, заросли кандыка, копытня, волчьей ягоды, болотного белокрыльника. Больше 30 видов краснокнижных видов: бабочка аполлон, речная выдра, филин, сапсан, чёрный аист и объект категории редкости номер один – эйзения Малевича. Переживший всемирный потоп реликтовый кольчатый червь, он находится под угрозой исчезновения, и этот заказник – единственный на планете ареал его обитания.
Алексей Грибков, координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ:
– Предложение по созданию особо охраняемой природной территории высокого ранга на Салаирском кряже возникло около 25 лет назад. С тех пор оно росло, развивалось понимание необходимости создания такой территории, предлагалась форма заповедника. Но в последнее время, с учётом новых экономических реалий нашей жизни, эта идея трансформировалась в создание национального парка. ОНФ, региональное отделение, предложил этот проект включить в национальный проект «Экология». Президент РФ в послании Федеральному Собранию сказал: так оно и будет, национальному парку в Алтайском крае быть.
Владимир Путин в феврале дал чёткое указание, определить границы особо охраняемых территорий с учётом интересов местных жителей. Сейчас специалисты Минприроды Алтайского края завершают эту работу. Первоначально площадь национального парка «Тогул» включала в себя 160 тысяч гектаров.
Илья Дудин, начальник отдела особо охраняемых природных территорий Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края:
– Совместно с органами местного самоуправления мы организовали общественное обсуждение во всех районах. Уже принято решение, что мы уберём из территории планируемого национального парка тысячу га, но, учитывая, что индикатором заявлено у нас 160 тысяч га, мы будем работать с другими районами. Сейчас есть предложения по Солтонскому району и предстоит встреча с населением.
Эта территория будет иметь федеральный статус и финансирование. У соседей в Кузбассе работает Шорский, а в Республике Алтай – Сайлюгемский национальный парк. Кроме экологического туризма в них допускается держать пасеки, разрешена заготовка сена и дикоросов, но полностью запрещено изъятие территорий для капитального строительства, вырубки леса и добычи полезных ископаемых. Дирекция национального парка «Тогул» должна сформировать штат и приступить к работе по охране территории до конца года.