При этом аудиторы не брали во внимание ущерб, который старатели наносят экологии и сфере туризма. Оказалось, что в бюджеты Алтайского, Заринского, Солонешенского и Чарышского районов, где добывают россыпное золото, за последние 10 лет недропользователи перечислили 33 миллиона рублей. Ещё 152,5 миллиона поступило в бюджет края. Таким образом, ежегодный объём отчислений составляет 18,5 миллиона рублей. Для края это несущественная сумма, заявил председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семёнов. Он отметил, что в районах, куда стремятся золотодобытчики, активно развивается туризм. Ежегодный турпоток – более 450 тысяч человек. На основании материалов счётной палаты депутаты намерены поставить вопрос о введении моратория на россыпную золотодобычу в туристических районах.
Депутаты рассчитывают, что инициативу о введении моратория на добычу россыпного золота поддержит правительство края. Принять обращение в федеральные органы власти планируется не позднее ноября. Владимир Семёнов подчеркнул, речь идёт о запрете добычи россыпного золота только в туристических районах.Мы попросили счётную палату провести аналитическую работу по добыче россыпного золота задолго до всех этих публичных событий в Солонешенском районе. И сейчас вышли на результат. Сразу отмечу, что мы не смотрим на ущерб природе и на то, как золотодобытчики исполняют или не исполняют экологические требования. Мы совсем про другое. У нас есть два вида бизнеса: добыча россыпного золота и туризм. Мы сравнивали эти отрасли и пришли к выводу, что доходная часть бюджета, которая формируется золотом, для края незначительна. Там мало рабочих мест, оставляет желать лучшего уровень заработных плат. При этом даже если золотодобывающая компания проводит все работы по рекультивации, то мы всё равно не получим того первозданного участка природы, который был изначально. В лучшем случае это произойдёт через 100 лет. А вот туризм каждый год показывает хорошую динамику роста – и по налогам, и по обороту денег, и по вовлечённым в эту сферу работникам, и по количеству туристов, которые к нам приезжают. Поэтому нам важнее развивать туристическую отрасль, соответственно, надо ограничить добычу россыпного золота. По крайней мере в тех районах, где у нас активно развивается туризм. Некоторым российским регионам удалось наложить мораторий на добычу россыпного золота по аналогичным обстоятельствам. Мы думаем выйти с обращением в правительство страны с тем, чтобы такой мораторий был наложен и в определённых районах края.
Владимир Семёнов, председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму
Если вдруг у нас найдётся россыпное золото в районах, где нет никакой туристической нагрузки, и есть экономическая целесообразность добычи этого золота, то, пожалуйста, давайте будем добывать. Но если мы с вами говорим про Солонешенский район, где находится Денисова пещера, где дорога хорошая на Республику Алтай, и чтобы нам закольцевать этот маршрут, чтобы туристы могли поехать по кругу, открывая всё новые и новые территории края, то нам важно сохранить уникальную природу этой местности. А там сейчас речка Ануй вся перекопана золотодобытчиками. Конечно, это нас очень тревожит.
Владимир Семёнов, председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму