У общественников есть опасения, как бы самого егеря не сделали в итоге виноватым.
В Пеликаньем заказнике в прошлом году произошло ЧП. Местный егерь задержал на особо охраняемой территории браконьеров. Однако у них нашёлся защитник – местный инспектор Росрыболовства, который избил егеря. Уголовное дело расследуют уже почти год. Виновные до сих пор не наказаны. Мало того, у общественников и Алтайприроды возникли подозрения: как бы самого егеря не сделали в итоге виноватым.
Каждый день Михаил Кондратьев выходит на работу – как на тропу войны. Один на один с браконьерами, вооруженный «корочками», GPS-навигатором и телефоном для вызова подмоги.
Государственный инспектор в одиночку и от имени большого государства охраняет два заказника – Хабарский и Пеликаний. В одном – леса, в другом – озёра и болота. Так что ловить приходится и чёрных лесорубов, и любителей незаконной рыбалки.
С первыми проталинами в Пеликаньем оживились браконьеры: они ставят сети и зачастую наблюдают с берега. Михаил уничтожает ловушки и выпускает рыбу.
– Сейчас карась идёт на икромёт, и сюда, в заказник, он идёт на нерест. Но это не все сети, они, браконьеры, сейчас орудуют по полной.
Иногда на особо охраняемой территории стреляют. К счастью, пока только по зверью.
– И на открытии охоты браконьеры подстрелили енотовидную собаку. Нам их удалось задержать.
Пока госинспектор уничтожает сети на воде, на берегу появляются очередные «гости» с вопросом: «Где здесь ловят?» На удочку – с берега, пожалуйста. Большее в заказнике непозволительно. Безобидное требование инспектора показать содержимое автомобиля заставляет гостей ударить по газам.
– Даже отдохнуть нельзя! Что вы за люди такие!
Люди как люди. Настоящие люди. Глава Алтайприроды Алексей Астанин говорит, что в последние годы состав алтайских егерей обновляется, на смену приходит молодое поколение, за таких надо горой стоять.
Алексей Астанин, директор КГБУ «Алтайприрода»:
– Молодёжь приходит честная, ответственная, со своими правильным взглядами на жизнь, они пытаются наводить порядок на закреплённых за ними территориях. Кондратьев Михаил очень ответственно подходит к работе, постоянно в этих заказниках пропадает, работает.
В прошлом году в Пеликаньем произошло ЧП: Михаил Кондратьев задержал на озере браконьеров с сетями и уловом сазана. Вызвал полицию – дело-то уголовное. Однако и нарушители вызвали подмогу – в Пеликаний приехал местный инспектор Росрыболовства.
Михаил Кондратьев, государственный инспектор особо охраняемой территории:
– Я слышал этот разговор, что этот браконьер кому-то звонил и в грубой форме говорил, что меня здесь поймал какой-то егерь и пытается за рыбу наказать. А рыбинспектор, когда приехал, говорит, мол, ты птичек своих охраняй, а к рыбе ты никакого отношения не имеешь. У нас заказник комплексный: здесь на территории и рыбалка запрещена, и охота.
Полиция уехала. Рыбинспектор же, вероятно, решил показать, кто хозяин территории… У Михаила тогда зафиксировали перелом костей носа и сотрясение мозга.
Правоохранители возбудили уголовное дело по 318-й статье «Применение насилия в отношении представителя власти». Следствие длится уже почти год, обвинение никому не предъявлено.
Алексей Астанин, директор КГБУ «Алтайприрода»:
– За последние два месяца свидетели, которые ранее давали показания, подтверждающие слова нашего сотрудника, они уже отказываются от своих показаний. Это значительно затрудняет следствие.
Алексей Грибков, эколог, эксперт Общероссийского народного фронта:
– С нашей точки зрения, то, как ведётся это дело, говорит о том, что оно может быть развёрнуто против егеря заказника. Фактически следствие формулирует таким образом, что уже говорит о клевете со стороны егеря на того человека, который на него напал.
Сам Михаил говорит, что это не первый конфликт с инспектором Росрыболовства. По информации ОНФ, этот человек по фамилии Бровко сегодня продолжает, так скажем, «охранять» Бурлинские водоёмы. После нашего обращения новый руководитель краевого следственного управления взял расследование под свой контроль. Выяснилось, что славгородские действительно дело заволокитили.
Артём Россоха, руководитель отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Алтайскому краю:
– Расследование по делу планируется завершить в ближайшее время и принять по делу юридическое решение. Потерпевший признан таковым на основании постановления следователя, допрошен в качестве потерпевшего. Каких-либо мер в отношении него применяться не планируется.
По данным «Алтайприроды», такой же случай произошёл с егерем Большереченского заказника. Буквально на прошлой неделе браконьеры угрожали инспектору Обского заказника. Список можно продолжать. Если такие, как Михаил, охраняют природу от имени государства, тогда почему государство не может защитить егерей?