Психологи рассказали, как научить ребёнка не открывать дверь посторонним.
Будущая первоклассница Вера теперь совсем взрослая. Ещё бы, она ненадолго остаётся дома одна. Родители подстраховались: отключили звонок и домофон. Но в дверь иногда стучат соседи или доставщики воды. Вера держит оборону.
Вера Лапина:
– Сначала спрошу, маньяк он или нет. Потому что он может оказаться бандитом, который сбежал из полиции.
Такой допрос – скорее исключение. Чаще бывает наоборот: сначала открывают, потом думают. И для детского развивающегося мозга это нормально. А ещё в борьбе между осторожностью и природной любознательностью у детей побеждает второе.
В Барнауле провели социальный эксперимент: актёры в костюмах волка звонили в квартиры. Почти каждый второй ребёнок впускал серого разбойника. Чтобы избежать такого, мало просто рассказать своему малышу об опасности. Нужно спросить об этом его самого.
Евгения Эндерс, психолог:
– «Как ты думаешь, почему нельзя открывать дверь чужим людям? Как ты думаешь, зачем они могут к нам прийти?» – такие вопросы можно задать детям. Мы лучше запоминаем, когда с помощью какой-то логической цепочки приходим к какому-то выводу, а не когда нам кто-то говорит: вот это так – и точка.
То, что не все тёти и дяди добрые, объяснять крохе нужно с трёх лет. Сказка «Волк и семеро козлят» – лучший аргумент в этом вопросе. Можно разыгрывать сценки, рисовать, обсуждать мультфильм. Чаще всего дверь незнакомым открывают младшеклассники. После 8 лет критичность мышления увеличивается.
Галина Сиуха:
– Можно придумать вместе с ребёнком хитрое кодовое слово. Если вы знаете, что в ваше отсутствие к вам домой придёт кто-то из родственников или друзей, пусть они назовут это кодовое слово ребёнку. Так он поймёт, что человек свой, его можно впускать. Кодовым словом может быть, например, кличка собаки.
Иногда родители сами виноваты, что сын или дочь открывают посторонним: с детства учат безоговорочно слушаться старших. А дети не делают исключений: чужой дядя – тоже старший. Если ребёнок впустил незнакомца, нужно показать ему свои сильные эмоции – страх, испуг. Это ребятишки запоминают лучше, чем назидания. Не лишним будет повесить в коридоре и номера телефонов родителей. Что бы ни случилось за дверью, сначала нужно звонить папе с мамой. И тогда все «козлята» будут целы.