Устьянский карьер. Месторождение гранита. Из него делают качественный щебень для дорог. Камень-работяга – зовут его геологи. Здесь нашли кое-что для коллекции, которой может впоследствии похвастаться среднестатистический краеведческий музей. На гранитных камнях природа оставила рисунки – отчетливо видны кусты деревьев. Изображениям десятки миллионов лет. Но это не отпечатки древних растений – это проросшие в граните минералы.
Вооружившись молотком, Анатолий Гусев, самый опытный геолог в экспедиции, отклонившись от группы, обследовал Устьянский массив и наткнулся на камни-самоцветы. Вечером в палаточный лагерь вернулся с находкой, которой в действительности можно гордиться.
Раухтопаз, аметист, дымчатый кварц – объемы внушительные. Раньше месторождение нигде зарегистрировано не было, утверждает ученый. Он уже дал своей находке название – пегматитовое месторождение.
Вернувшись из поездки в Бийск, Анатолий Гусев сразу принялся за дело: описал месторождение, нанес на карту местности, найденный камень отправил на исследование в лабораторию.
На все обоснования, заключения экспертов и оформление уйдёт около года. Впрочем, это уже мелочи. Важно другое: экспедиция, которая спустя 166 лет прошла по следам первого русского покорителя Тянь-Шаня, увенчалась грандиозным успехом! Из найденных геологами самоцветов можно делать роскошные ювелирные украшения.