16 июля историки называют датой первых боев, с которых началась Сталинградская битва – крупнейшая военная операция за всю историю человечества, её участником был и наш земляк Алексей Мороз.
Впоследствии его направили служить в контрразведку.
Не в кафе «Элефант», а в небольшой квартире в Яровом была назначена наша встреча с женой «Штирлица». Вот только в 1947 году, когда к Сарре Константиновне пришёл свататься красавец военный, она и не догадывалась о его недавнем агентурном прошлом. Даже ей почти всю жизнь он рассказывал лишь о Курске, Сталинграде... Где, впрочем, тоже отличился.
Вот он с Михаилом Ивановичем Калининым, орден Ленина на дивизию получили.
Орден Красной Звезды из рук всенародного старосты в Кремле зимой 1942 года получил и лично Алексей Мороз. 10-я дивизия войск НКВД, где он служил, первой встала на защиту Сталинграда. Врага сдерживали до тех пор, пока от 15 тысяч бойцов не осталось чуть больше сотни. Сержант Мороз уцелел единственным из своего взвода.
3 сентября во время сильного миномётного огня был убит командир взвода. Товарищ Мороз во время наступления противника принял на себя руководство взводом. Отбил атаку противника, уничтожил до взвода пехоты. 19 сентября при обороне горсада товарищ Мороз подполз к танку противника, забросал его бутылками с горючей смесью, дал возможность контратаковать противника.
Из наградного листа сержанта Мороза
После Курской битвы в судьбе Алексея Мороза случился крутой поворот. Его направили в спецшколу контрразведки Смерш. Но какая служба его ждала дальше, даже в конце 80-х очень уклончиво в своей книге писал начштаба 10-й дивизии Василий Зайцев.
Группу опытных политработников, героев Сталинградских боёв направляли на учёбу в военные училища. Одновременно отправлялся и старшина Алексей Мороз. После
окончания спецшколы он находился в загранкомандировке.
Так в 1944 году в Житомире появился пан Алексис Мороз, поручик Армии Людовой, польского Сопротивления. Язык, нравы и традиции разведчик изучил настолько, что легенда осталась не раскрытой. По данным, которые рассекречены сегодня, он был оперуполномоченным управления информации. Должен был выявлять паникёров и шпионов. Известно, к примеру, что поручиком Морозом был разоблачён двойной английский агент.
«Алтайскому Штирлицу» приходилось бывать и на передовой. Вместе с польской армией он участвовал в боях на Украине, в Белоруссии, освобождал Варшаву. Был награждён серебряным Крестом Заслуги, Знаком Грюнвальда и тремя медалями. Был дважды ранен, но, даже терпя боль, когда, как известно, кричат на родном языке, не раскрыл себя.
Алексея Георгиевича не стало осенью 2005 года. И всего за полгода до этого, как говорит Сарра Константиновна, его «рассекретили». В краевой газете вышла первая публикация про «алтайского Штирлица».
По законам жанра судьба разведчика никогда не становится книгой, прочитанной до конца. Например, мы почти ничего не знаем о довоенной судьбе главного киношного разведчика Максима Исаева. У Алексея Мороза же, наоборот, большая часть его агентурной жизни до сих пор охраняется грифом «секретно».
Николай Потешкин, корреспондент